На днях в Центральной библиотеке Барановичей, как и в прочих городских храмах науки и культуры, появилась было примечательная коробка с прорезью и характерной надписью «Совершенствуем Конституцию вместе». Постояла пару дней и исчезла «как сон, как утренний туман». На местный университет также спустили разнарядку: хочешь-не хочешь, можешь-не можешь, а вынь да положь по два предложения от кафедры по изменению ныне действующей Конституции.
Возможно, кто-то отнесется к этому факту с долей иронии – ага, сейчас все бросим и начнем основной закон страны править. Другие – с гневным осуждением явной попытки снизить накал политической борьбы в Беларуси посредством перевода ее в плоскость ничего не значащей и ни к чему не обязывающей процедуры. А кто-то за эти пару дней может чего и успел нацарапать на клочке бумажки, чтобы потом, раздувшись от осознания собственной значимости, торжественно опустить его в импровизированную урну для голосования.
И, наверное, вряд ли среди всех этих категорий нашелся чудак, хоть сколько-нибудь верящий в то, что из этой странной затеи псевдонародного законотворчества выйдет что-то путное. Вряд ли кто усомнился, что подобный цирк на дроте задуман исключительно для ауры всеобщего вовлечения и придания процессу статуса всенародного обсуждения, с последующим неминуемым всеобщим одобрением.
Ведь в том числе и с этой целью президент, позабыв на время про им же навязанный имидж отморозков, жирных котов и прочих из под плинтуса повылазивших, не так давно спускался в подвалы СИЗО КГБ.
Так для чего же на самом деле затеяна вся эта околоконституционная канитель? Чтобы посредством изменения основного закона страны дать белорусам больше прав, свобод, экономических и политических возможностей и гарантий? Или все же, чтобы хоть какое-то еще время удержаться у власти?
Давайте не будем обольщаться…
Как известно, «весь этот горький катаклизм», который мы сегодня наблюдаем в стране – все это результат прошедших президентских выборов. А результат этот, не в последнюю очередь, зависел от существующего в стране избирательного законодательства, «благодаря» которому к выборам не были допущены наиболее перспективные кандидаты, в комиссии не попали представители оппозиции и гражданского общества, а контроль за выборами не осуществляли независимые наблюдатели. С несовершенством законодательства согласился и А. Лукашенко. Но, как оказалось, отнюдь не в том смысле, которого от него ожидало большинство белорусского общества. В сентябре на встрече с политическим активом страны он без обиняков заявил: «Необходимо совершенствовать наше избирательное законодательство. На президентских выборах, на прошедших в прошлом году парламентских выборах выявлен целый ряд нестыковок, различных лазеек, которыми пользуются недобросовестные кандидаты и их доверенные лица». То есть, как считает А. Лукашенко, там еще остались какие-то лазейки для людей, имеющих альтернативную точку зрения, и «пробелы» эти надо в срочном порядке «жЭсточайше» аннулировать.
Примерно что-то похожее власти хотят провернуть и с сегодняшней Конституцией. Или кто-то, после всего сказанного, в этом еще сомневается?