В ночь с 6 на 7 июля жители Беларуси, как и ее соседи по Восточной Европе, отмечают древний языческий праздник — Купала.
У этого праздника много названий: Купалье, Купальская ночь, Ярилин день, праздник летнего солнцеворота, Иван-Купало, Иван-травник, Иванов день…
По старому стилю этот праздник приходился на 23 июня, день летнего солнцестояния — самый долгий в году. С этого дня день уже идет на убыль.
Священной была и ночь накануне — ночь накануне Купалы. Всю эту ночь шли пирования, игрища и массовые купания в водоемах.
В народе, наряду с Колядой, это был один из самых значимых праздников. Отдавалась дань богу в надежде на его помощь и милость — вскоре предстоял сбор хлеба.
Сам Купала — это плодотворящее божество лета, летняя ипостась Сварога, бога Солнца. А в славянской мифологии Купалой – Купали́нкой называли лесную фею, девушку, раздающую цветы.
Купалiнка-купалiнка, цёмная ночка,
Цёмная ночка, а дзе ж твая дочка?
(Міхась Чарот)
Этнографы утверждают, что только два народа — белорусы и латыши — сохранили купальский обряд в наиболее древней форме.
Если ехать из Барановичей в сторону Новогрудка, то, проехав Свитязь, мы попадем в Валевку, а за ней направо будут… Барановичи (да, дорогие сограждане, мы не одни в этом мире! — в соседней области еще аж двое Барановичей), а налево — Радогоща.
Уже само название Радогоща говорит о его древности — корень ра(д) подчеркивает светлость и божественность производных слов (рад, радость, радуга…). Это место названо в честь славянского бога, сына Сваро́га.
В Радогоще находится главное языческое капище стародавней Литвы – Беларуси. Там на горе́ растут огромные вековые дубы. А недалеко от капища находятся места, описанные Мицкевичем в поэме «Пан Тадеуш».
Каждый год на горе Радогоща местная молодежь в ночь с 6 на 7 июля проводила Купалье. Считается, что именно здесь, в наших местах, на древнем капище, в Беларуси впервые стали отмечать Купалу.
Сущность купальского обряда хранится у белорусов почти что на генетическом уровне.
По традиции в эти вечер и ночь девушки плетут венки из полевых цветов и пускают их в плавание по реке, все водят хороводы, обливаются водой, разводят костер, а потом прыгают через него. Игрища идут всю ночь.
В некоторых местах топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) и после купались в реке (на Купалу заведено было купаться нагишом).
Все воспевают Купалу и ищут цветок папоротника, который, согласно легенде, распускается в полночь и цветет очень недолго.
Даже в советские времена, когда против праздника ополчились с одной стороны, партия и власти, а с другой — церковь, народ всё равно праздновал Купалу.
Тогда отмечали, как умели и могли. Расспрашивали дедушек и бабушек, а также родителей. А потом, за неимением дров (дефицит!), собирали по всей округе шины от машин и катили их в чисто поле, где находили свободное место и устраивали костер.
Через такие костры прыгать никто не решался. Во-первых, пропахнешь далеко не ароматным дымом, во-вторых, надо быть спортсменом для прыжков через костры таких размеров.
А потом приезжал милицейский «козлик». Все бросались врассыпную. Милиционеры вызывали пожарную машину и та заливала праздник водой.
В 1989 году в Беларуси возродилось торжественное отмечание Купалья, празднование которого в годы советской власти не проводилось.
Интересные представления тогда начали устраиваться в Барановичах — у Дворца культуры и техники ПХБО, на Северном у Светиловского озера (кстати, тоже древнего ме́ста), а также в других местах. Была выездная торговля, выступления народных коллективов, дискотека для молодежи и прочее.
Но недолго музыка играла. В Барановичах под различными предлогами вновь прервали традицию. Но народные традиции не умрут.
А пакуль, Купалiнка, як і раней, “вяночкi звiвае і слёзкi пралiвае”.
Игорь Мостицкий
Фото: studlive.by, dzerginsk.by, автора.