Много лет назад все автобусные остановки принадлежали одному государственному предприятию, были однотипными по конструкции, выкрашены в один цвет и украшались табличкой с названием остановки и интервалом движения транспорта. Со временем всё меняется. Изменились и остановки. На них появилась реклама. Конечно, сначала где-то «у них», потом «у нас» в столицах, потом почти везде.
Образцы рекламы на остановках, расположенных «где-то», лучше посмотреть в интернете. Например, есть остановки, конструктивно переделанные для продвижения одного товара. На других остановках все панели заняты рекламой только одной фирмы или товара. На третьих в больших одинаковых рамах развешены «газеты» с рекламой многих предприятий и товаров. Такие одинаковые «газеты» размещаются на нескольких (до 60) остановках вдоль больших улиц или проспектов. Есть остановки с рекламой, помещённой в короба одного размера, чаще всего подсвеченные изнутри.
А что же в Барановичах? Здесь – не до эстетики. Почти все остановки в городе – разные, так как построены и принадлежат разным хозяевам. Для владельцев-предпринимателей главное, чтобы на их остановке работал их же киоск. Для властей главное, чтобы в бюджет поступали деньги, в том числе и от рекламы на этих разных остановках, поэтому некоторые из них выглядят, мягко говоря, абы как… Если же представить, что у нас где-то кто-то сделал остановку с рекламой хотя бы столичного уровня, можно не сомневаться, что через некоторое время всё сломают или растащат, а как минимум, заклеят сверху до низу самопальными объявками о грандиозных скидках, о пропаже собаки, о недоверии к властям и тому подобными штуками…
На самом деле не всё так печально. Не всем же жить в мегаполисах! В городе Барановичи 255 остановок, между ними по 30 маршрутам бегает от 80 до 94 автобусов в день, перевозя более 50 млн. пассажиров ежегодно. На многих остановках размещена реклама. Как и какая? Пройдитесь, посмотрите…
Но и такая реклама работает, потому что остановки концентрируют большое количество людей, как ожидающих автобус, так и проходящих мимо. Тот, кто ждёт, а ждать приходится, в среднем, от 1 до 20 минут – скучает и волей-неволей рассматривает рекламу, которая – вот она, близко и крупно. Многие приходят на одну и ту же остановку ежедневно, а стало быть, запоминают, что там нарисовано, написано, в том числе названия, адреса, номера телефонов. Ведь срок размещения рекламы на остановках составляет, как минимум, один месяц.
Раз реклама существует и её кто-то видит, можно кое-что посчитать. На остановках в центре города расположены, в основном, плакаты формата А1 (это 0,5 квадратного метра или развёрнутая газета «Советская Беларусь»). Каждую из этих остановок за месяц «посещает», приблизительно, 70 000 человек. Для рекламодателя один плакат в месяц обходится, в среднем, в 50 рублей. Получается, что рекламодатель заплатит за один просмотр 50 (руб.) : 70 000 (человек) = 0,00071 руб.
Можно посчитать и затраты рекламораспространителей или просто рекламщиков, но это – отдельная тема, касающаяся не только рекламы на остановках. И ещё одно уточнение: реклама на вертикальных конструкциях с размером панелей 1,2 х 1,8 м, расположенных рядом с остановками, рекламой на остановках не является, а называется «лайтбоксами», что в Барановичах часто просто «боксы», без «лайт»…