«На закопанные в БПХО ресурсы каждому работнику можно было бы купить трёхкомнатную квартиру в Минске…»

Совет министров в очередной раз принял решение помочь ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» оплатить долг перед Беларусбанком.

Соответствующее постановление Совета министров опубликовано 17 февраля на Национальном правовом портале.

В 2021 году половина процентов по кредитам БПХО будет погашена за счет республиканского бюджета. Сумма в постановлении не указана.

Обеспечить уплату процентов поручено Министерству финансов. Контролировать выполнение постановления будет Белорусский государственный концерн по производству и реализации товаров легкой промышленности.

Надо отметить, что финансовую помощь в виде погашения процентов по кредитам из республиканского бюджета, которые были использованы на модернизацию БПХО, барановичским текстильщикам оказывают который год подряд.

«На закопанные в БПХО ресурсы каждому работнику можно было бы купить трёхкомнатную квартиру в Минске…»
На закопанные в БПХО ресурсы каждому работнику можно было бы купить трёхкомнатную квартиру в Минске плюс выдать на руки по $ 25 – 30 долларов.

Еще три года назад Руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук на своей странице в Фейсбук рассуждал о цене для страны отдельно взятого советского «динозавра».

«Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» (БПХО) приобрело романтическое название «Блакiт». На этом, очевидно, реструктуризация и модернизация данного советского динозавра закончилась. Оно успешно тянет белорусскую экономику в далёкое прошлое, когда БПХО создавали в рамках советского Госплана. Той страны (СССР) давно нет. Тот рынок канул в Лету. Те потребители давно переориентировались. Те технологии вошли в историю развития лёгкой промышленности. А навязчивое желание белорусских властей любой ценой вдохнуть жизнь в БПХО. Они, VIP-распорядители чужого, о цене вопроса не заморачиваются. Платим мы, налогоплательщики».

Далее Романчук по пунктам разбирает указ № 465 от 28.12.2017 года, в соответствии с которым:

1) БПХО освободили от уплаты процентов по бюджетным долгам. Обыкновенных предпринимателей за такое нарушение ставят на счётчик и жестоко доводят до банкротства. Здесь же по привычной схеме долги БПХО переоформляются в акции государства. Ни слова о процедуре банкротства. Ни намёка на ответственность руководства и куратора БПХО за отвратительное качество бизнес плана, под который были получены деньги.

2) приказали Банку развития продлить сроки погашения кредитов, выданных им на финансирование инвестиционных затрат, до 31.12.2028 г. Если на банки вешать такие вот проблемные долги, как они могут снизить стоимость кредитов для добропорядочным, ответственных заёмщиков? Никак.

3) прекрасное превращение валютного кредита в BYN-рублёвый и продление его до 31.12.2029 года. Речь идёт о солидной сумме в 21,4 млн. евро. Рублёвый кредит, разумеется, будет по стоимости, которая не более ставки рефинансирования Национального банка. Как же в таких условиях рассчитывать на снижение ставки рефинансирования, очищения экономики от токсичных активов и ликвидации конфликта интересов в органах госуправления?

4) БПХО получило возмещение части процентов по кредитам, которые получило ещё в 2012-2015 гг. При этом Беларусбанку из бюджета будут возмещать 50% ставки по кредитам. А это положение указа надо рассматривать во всех университетах страны, экономистам, юристам и психиатрам: «… при уточнении показателей республиканского бюджета на 2012 год и формировании проектов республиканского бюджета на 2013–2029 годы….» Подождите, у нас 2018-ый на дворе. Как это уточнять показатели бюджета за 2012-ый год? Креативненько.

5) гарантии правительства предоставляются под 0,01% от суммы кредитов – и без учёта «задолженности ОАО «БПХО» по платежам в республиканский и местные бюджеты и бюджеты государственных внебюджетных фондов». Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку.

6) Министерству энергетики обязали предоставить отсрочку и рассрочки по долгам за электрическую и тепловую энергию. И ещё списать «с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. процентов и пеней, начисленных за несвоевременную оплату электрической и тепловой энергии». Это значит, что БПХО бесплатно пользовалось электрической и тепловой энергией. За неё платили другие потребители. По повышенным тарифам. Когда есть такие БПХО, как можно рассчитывать на снижение тарифов для малого бизнеса? Никак.

7) Брестскому облисполкому приказано из средств инновационного фонда заплатить за кредит в адрес Беларусбанка. Как мы подозревали, «инновационный фонд» — это не про современные технологии, прорывные открытия, а для того, чтобы подтирать токсичные активы от непотопляемых и неприкасаемых государственных предприятий, которые «слишком-большие/важные-чтобы-обанкротиться». Как тут снижать налоговую нагрузку, если приходится собирать деньги со всех, чтобы покрывать издержки номенклатурным фаворитам?

Экономист подсчитал, что если монетизировать всю помощь, которую налогоплательщики в разных формах оказали БПХО за последние 25 лет и разделить её на всех работников этого предприятий, то получается следующая ситуация.

«На закопанные в БПХО ресурсы каждому работнику можно было бы купить трёхкомнатную квартиру в Минске плюс выдать на руки по $ 25 – 30 долларов. А на том месте, где находится БПХО, можно было бы организовать мощный кластер малого и среднего бизнеса, который бы создал новые рабочие места и платил налоги.

Вот такова цена для страны отдельно взятого советского «динозавра», – подводит итог Ярослав Романчук.

Похожие новости