Трэш (от англ. trash — мусор), как утверждает Википедия, это направление современного искусства произведения которого отличаются намеренной вульгарностью и заштампованностью, пародирующее и обыгрывающее массовую культуру.
Очередной такой трэш на днях разместили на бульваре Штоккерау со стороны ул. Советской. Как пишет местная пресса, новый арт–объект, это, оказывается, подарок жителям и гостям Барановичей к рождественским и новогодним праздникам. Подарок представляет собой фигуру Кота Бегемота — персонажа романа «Мастер и Маргарита», кота-оборотня и любимого шута Воланда. Оставим пока за скобками идею рождественского подарка в виде персонажа, олицетворяющего собой нечистую силу, поговорим об эстетической и исторической составляющей данного проекта.
Нетрудно заметить, что Барановичи в последние годы стали активно «облагораживаться» объектами малой архитектурной формы. На том же бульваре Штоккерау вдруг выросли странные фонари в стилистике «М» и «Ж». Там же появилась какая-то загагулина с фонарем, в которой некоторые умудряются разглядеть арт-объект символизирующий сердце. Объявился в городе и целый зоопарк (лошади, лоси, жирафы, кабаны, медведи и пр.) слепленный из каких-то круглых железяк, по всей видимости, отходов производства…
Но вернемся к очередному представителю фауны (или нечистой силы?), что завелась на Штоккерау. Возникает резонный вопрос, какое отношение этот персонаж и его многоуважаемый автор имеют к Барановичам? Что символизирует данный арт-объект и какие эмоции он призван вызывать у горожан и гостей города?
Согласитесь, этот любимый шут дьявола имеет к нашему городу такое же отношение, как Том Сойер, Дюймовочка, крокодил Гена и Микки-Маус вместе взятые. И вообще во всем этом многообразии зверюшек, фонарей, скамеек и т.п. уже перестала просматриваться хоть какая-то логика и концепция. Стали ли от этого Барановичи красивее, уникальнее или привлекательнее для туристов?
Вопрос, конечно, интересный…
Малая архитектура города и раньше не блистала оригинальностью: фотограф на площади – копия питерского, что на Малой Садовой, лошадь перед «Горизонтом» – как в Минске на Комаровке, сантехник у Водоканала, как по всей России, Украине и многим странам Европы. Сейчас же эта псевдоархитектура и вовсе скатилась до банальных велосипедов, выкрашенных белой краской (ближайшие – ул. Ленина, 11 и Ленина, 6а), да экстравагантных фонарей, «ноги» которых явно растут из Бреста.
Но почему-то никому в голову не приходит как-то обыграть что-то родное, барановичское. Как зациклились в свое время на этих паровозах, так напрочь позабыли, что в городе в свое время родились такие известные личности как российский политик Валерия Новодворская, европейская звезда немого кино Александра Зорина, известная польская художница Мария Березовска, знаменитый оперный певец Евгений Шаповалов, а также многие герои Великой Отечественной войны, подпольщики, военачальники.
Почему бы не вспомнить, что в 1908 году в гостинице «Славянская» два месяца прожил, а потом написал рассказ «Станция Барановичи» знаменитый еврейский писатель Шолом Алейхем, что более 10 раз во время Первой мировой войны город посещал российский император Николай II, и что в Барановичах кроме него побывали еще пять руководителей различных государств…
Почему, наконец, не продемонстрировать, что Барановичам в самом деле есть чем гордиться и есть, что показать миру помимо всей этой чертовщины, вычурной фауны и облезлых велосипедов!